Игра "Следопыт" вопросы родителям

Ответы к игре "Следопыт"

 

Консультация для родителей «Удобный ребёнок» а что потом?»

Как развивать эмоциональность детей

Педагогический проект "Педагогические условия профилактики эмоциональных нарушений у дошкольников в ДОУ"

Семинар - практикум "Человек среди друзей"

Презентация к семинару - практикуму "Человек среди друзей"

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"

Презентация к деловой игре для педагогов

Памятка "Практические рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми имеющими признаки СДВГ"

Картотека игр "Игры для детей с признаками СДВГ

Занятие для молодых специалистов "Секреты общения"

Презентация "Секреты общения"

Педагогическая гостиная для родителей "Детские страхи"

Памятка для родителей "Рекомендации по снижению риска развития страхов или тревожности у ребенка"

Педагогическая гостиная для родителей  "Это грозное слово НЕЛЬЗЯ"

Презентация "Это грозное слово НЕЛЬЗЯ"

Памятка для родителей "Правила, которые заставят работать слово НЕЛЬЗЯ"

Памятка для родителей "Что можно сделать чтобы адаптация малыша к ДОУ прошла в легкой форме"

Памятка для родителей "Родителям будущих первоклассников"

Памятка для родителей "Письмо моим дорогим родителям"

 

 

Дети в школу собирайтесь

Поступление в школу - очень важный, ответственный момент, как для ребёнка, так и для родителей

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, ладить с детьми в классе и т.д.

Самостоятельно ребёнку сложно перейти на новый для него уровень и темп жизни. И поэтому нам, взрослым, необходимо ему помогать перед поступлением в школу.

            Многое могут сделать для него родители - первые и самые важные его воспитатели.

Но сначала определим из чего состоит готовность ребёнка к школьному обучению.

Готовность ребёнка к школе

I.Физическая готовность – состояние здоровья малыша.

При поступлении в школу ребёнок испытывает колоссальные нагрузки.  И для того чтобы их выдержать ребёнку необходимо быть физически готовым к ним.

            Наибольшую значимость в оценке физической готовности ребёнка к обучению имеют:

1)возраст биологического развития - соответствует норме или опережает его; (отражает общую морфологическую зрелость ребёнка и связан с состоянием отдельных органов и систем)

2)состояние нервно – психического здоровья

-эмоциональный статус (положительное преобладающее эмоциональное состояние, настроение);

- вегетативный статус (положительные характеристики сна, аппетита, характера бодрствования);

- психомоторная стабильность (отсутствие энуреза и энкопреза);

- особенности личности, индивидуальные особенности (положительное, инициативное взаимоотношение со взрослыми и детьми;  в моторике и эмоциях ребёнок подвижен, уравновешен, вынослив; отсутствие отрицательных привычек, таких как раскачивается, теребит одежду, волосы, выдёргивает их, облизывает губы, грызёт ногти, сосёт палец, намарщивает нос или лоб, онанирует и другое

3)   острая заболеваемость;

4) хроническая заболеваемость

II. Психологическая готовность.

1. Интеллектуальная готовность - уровень развития различных умственных способностей ребенка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.

К шести годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, существенное, улавливая многие закономерности и связи.Малыш уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет все познать. И эта жажда знаний обычно затмевает собой его прежнюю потребность в новых впечатлениях, которая не столь уже важна.

Ребенок хочет научиться познавать. И помогает ему в этом взрослый, а также и он сам, его  активность, преобразующая деятельность и экспериментирование — путь к творчеству людей. Закваска этого всего, бесспорно, любознательность.Конечно, жажда к знаниям, пожалуй, один из важных компонентов учебной деятельности ребенка. Однако, чтобы хорошо учиться в школе, одних лишь познавательных мотивов явно мало.

Малыш Ваш должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу. Он должен уже интересоваться не только лишь конечным результатом проделанной работы, но и путями ее выполнения и способами действия. Он должен уже сам оценивать свою работу и контролировать себя.

Ему необходимо развивать способность к произвольному запоминанию, используя различные приемы, базирующиеся на хорошей памяти — и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой. Ребенок должен обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.

Но главное, что должен делать Ваш ребенок, — владеть собой и подчинять свои желания необходимости, У малыша в шесть лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, конечно, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так и, бесспорно, эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребенок должен усвоить позицию ученика.

2. Личностная готовность

- социальная

-эмоциональная готовность

- владение всеми возрастными навыками поведения, как социальными, гигиеническими, так и культурно-эстетическими.

 Ваш малыш — еще дошкольник, и главное, чем он живет, — игра. Но как бы ни казалось это Вам парадоксальным, благодаря игре,его возможно подготовить к школе.

Играя, он усваивает правила игры и думает, каким путем достичь победы. А это как раз то, что ему нужно. Помимо этого, играя вместе со своими сверстниками в сюжетно-ролевые игры, дошкольники невольно постигают все правила общественного поведения людей. И это тоже подготовка к школе, в которой малышу придется налаживать контакты со своими одноклассниками и учителями, одновременно приспосабливаясь к требованиям учителей.

Придя впервые в первый класс, ребенок уже не сможет занять то же положение среди сверстников, которое имел до школы в привычном детском коллективе. Кроме того, не будет рядом ни родителей, ни близких, ни даже воспитателей. И только эмоциональная свобода, вернее, независимость ребенка поможет ему это выдержать и устоять. А степень эмоциональной независимости малыша зависит главным образом от Вас, от Ваших типов воспитания и Ваших взглядов на привязанность в семье.

К шести годам уже ребенок в состоянии предвидеть различные последствия поступков, живя теперь не только в настоящем, но также в будущем. Ситуативные поступки почти все сведены на нет.

Готовность к школе Вас оповещает, что Ваш малыш теперь подразделяет весь мир на внутренний свой собственный и мир вокруг себя. Он в состоянии сам «укрощать» эмоции, владеющие им, и подчинять их чувствам.

Однако у ребенка может быть и эмоциональная незрелость, вернее, неготовность к школе, из-за чего он никому и ничему не доверяет. Такая неготовность к школе нередко сочетается с высоким уровнем тревожности ребенка, не только общей, нужной Вам для выживания, но также и с другими ее видами, чаще всего по отношению к ровесникам и взрослым, окружающим все время малыша.

Когда ребенок в среде сверстников играет роль шута, героя или простофили, рискуя, где не надо, только для того, чтобы выделиться среди остальных и быть в центре внимания, предпочитая в то же время выбирать себе в друзья детей постарше, то это — признаки тревожности ребенка по отношению его к сверстникам.

            Когда ребенок Ваш униженно заискивает перед воспитателями или другими взрослыми людьми, с которыми он связан, старается попасть им на глаза, преподнести различные подарки, чрезмерно вежлив или дружелюбен с ними, пытается добиться их любви, то это вовсе не воспитанность ребенка, скорее всего просто признаки повышенной тревожности его по отношению к тем людям, перед которыми он демонстрирует себя.

Если ребенок Ваш тревожен в среде сверстников, то это может перейти на одноклассников. Тревожность к взрослым у него распространяется на первую учительницу и других учителей. А это в свою очередь повысит учебную тревожность первоклассника и приведет, в конечном счете, к срыву процесса адаптации у малыша, И даже «школьнозрелый» Ваш ребенок не сможет приспособиться к учебе в школе.

Поэтому, заметив эти признаки тревожности у Вашего ребенка, старайтесь вырвать их, как сорняки.

3. Мотивационная готовность

 Мотивация классифицируется по разному. Рассмотрим один из вариантов.

  1. Познавательная мотивация – когда ребёнок хочет идти в школу чтобы узнать что – то новое.
  2. Мотивация достижения – когда ребёнок хочет идти в школу чтобы быть лучшим, занимать первые места, добиться успехов.
  3. Мотивация общения – когда первым желанием ребёнка является общение.
  4. Игровой мотив – когда самым важным делом для ребёнка остаётся игра.

Для школьного обучения наиболее благоприятной считается ситуация, когда в роли ведущих выделяется пара мотивов: познания и достижения. Познавательный мотив поддерживает стойкий учебный интерес, а мотивация достижения обеспечивает при необходимости включение волевых усилий в учебную деятельность.

Следует отметить, что наличие в качестве ведущего только мотива дости­жения, само по себе не обеспечивает успешности обучения. Потребность быть луч­шим может реализоваться в различных сферах и во многом зависит от других моти­вов, которые также значимы для ребенка. Например, если пару ведущих мотивов со­ставляют мотивы достижения и общения, то это свидетельствует о стремлении к ли­дерству в социальной сфере. Если же мотив достижения существенно преобладает над всеми остальными, то говорят о генерализации данной потребности. Такой ребенок стремится быть первым в любой области и, как привило, часто не соотносит свои возможности с реальной ситуацией.

Явное преобладание познавательного мотива без поддержки мотива дос­тижения также не всегда обеспечивает успешность обучения. Такие дети часто имеют выраженные познавательные интересы в какой либо другой области и предпочитают заниматься только тем, что им интересно, игнорируя другие учебные предметы.

Обычно, дети, подготовленные к школьному обучению, приходят в первый класс либо с выраженным познавательным мотивом, либо с мотивом достижения. В норме, в течении первого года обучения у успешных детей происходит постепенная переориентация с мотивации достижения на познавательную, при сохранении потреб­ности в достижении в качестве вспомогательной.

Если в структуре мотивации преобладает мотив общения, то это говорит о том, что главный интерес, который ребенок находит в школе - это общение с товарищами. Такая картина наблюдается в большинстве случаев у чрезмерно общительных детей, хороших коммуникаторов, которые могут иногда занимать позицию эмоцио­нальных лидеров. Однако, подобная иерархия может временно актуализироваться и при успешном вхождении в новый коллектив, когда появляются новые дружеские связи и формируются отношения. Чаще всего это происходит у детей, прежде фрустрированных в плане общения, которые получили возможность реализовать в школе свою вытесненную ранее потребность.  В норме же, если потребность  в обще­нии достаточно удовлетворена, в ситуации школы соответствующий мотив занимает промежуточное положение, т.е. не является ни ведущим, ни игнорируемым.

Выбор, соответствующий преобладанию игровой мотивации, говорит о том, что у ребёнка по каким-то причинам ещё не произошла смена ведущей деятель­ности с игровой на учебную. Такая  раскладка мотивов в возрасте 7 лет и старше сви­детельствует о некоторой незрелости психики ребенка. Как правило, такие дети ус­пешно обучаются только в игровой развлекательной форме и не способны к длитель­ной концентрации мыслительных усилий. Игровая мотивация часто преобладает у детей с задержкой психического развития. Однако, нередко встречается и у учащихся с высоким уровнем интеллекта. При этом, дети могут отличаться высокой креативно­стью, сообразительностью, быстрыми реакциями, повышенной импульсивностью. Они хорошо работают в поисковом режиме с новыми незнакомыми задачами, но бы­стро теряют интерес к занятиям при необходимости кропотливой работы.

Все компоненты школьной зрелости, обычно характеризуют общую готовность  к школе. Помимо общей есть еще специальная готовность к школе:это те знания и навыки, имеющиеся у Вашего ребенка, которые конкретно помогают ему освоить или изучить какую-нибудь дисциплину. К примеру, чтобы заниматься математикой, малыш должен иметь понятие о форме и величине предметов. И если это он уже усвоил перед школой, то на уроках ему будет легко справиться с заданием.

Говоря о подготовке к школе, хочется еще раз подчеркнуть, что готовность Вашего ребенка или неготовность тесно связана и с положением его в семье. Если Ваш малыш отвергнут Вами и испытывает дискомфорт, он навряд ли будет «школьнозрелым». Ну а если даже вдруг и будет, адаптация его пройдет с трудом, вероятнее всего со срывом в виде невротических реакций. Школа станет пыткой для него.

Изучая разные причины неблагоприятной адаптации детей, поступающих впервые в школу, учёные столкнулись и с анамнестическими факторами риска, проявляющимися в различной степени у большинства таких учеников.

Факторы можно разделить на дородовые (Токсикоз 1 половины беременности, стрессовые ситуации у матери в период беременности, употребление матерью алкоголя во время беременности, нежеланная беременность).Факторы которые произошли во время родов (наличие асфиксии разной степени тяжести, нарушение мозгового кровообращения, родовая травма). И те которые влияют на развитие ребёнка после родов (недоношенность ребенка, искусственное вскармливание, задержка нервно-психического развития на первом году жизни или на протяжении всего периода раннего возраста, низкая самооценка, различные комплексы неполноценности ребенка, высокий уровень тревожности, низкая коммуникабельность, отсутствие познавательных мотивов и др).

Многие из этих факторов возможно устранить. Они зависят главным образом от Вас и климата в семье. Однако сделать это надо все заблаговременно, так как подобный груз уменьшит зрелость даже зрелого ребенка, утяжеляя его адаптацию, когда придет он в школу

А это значит то, что школа для него  окажется обычным стрессогенным фактором, и он в ней будет подвергаться стрессу — вначале в первый месяц после поступления в нее, затем с момента выставления оценок. И это все, конечно, отразится на состоянии здоровья Вашего ребенка. На фоне стресса у него могут развиться даже школьные неврозы.

Учитывая состояние здоровья будущего первоклассника, удельный вес различных факторов анамнеза, наличие тех или иных компонентов школьной зрелости, врачи подразделяют всех детей на группы или категории:

1 — готовые к обучению,

          2 — условно готовые к обучению,

З -   не готовые к обучению в школе.

Готовые к обучению — это обычно дети с хорошим состоянием здоровья. Они болеют лишь эпизодически, хронических заболеваний у них нет. В анамнезе практически нет неблагополучий, а если даже и есть, то единичные. Все компоненты школьной зрелости у них на должном уровне развития или его опережают. На первом месте познавательный мотив.

Условно готовые к обучению — это обычно дети с хроническими компенсированными заболеваниями, с анамнестическими факторами риска. Часть компонентов школьной зрелости у них на должном уровне, часть недоразвита. Они сумеют заниматься в школе, но с трудом.

Не готовые к школьному обучению, как правило, обычно дети с хроническими, часто обостряющимися заболеваниями и со значительными отклонениями в состоянии здоровья, с огромным грузом неблагоприятных факторов в анамнезе и с недоразвитой школьной зрелостью во всех ее главнейших компонентах.

Итак, сегодня Вашему ребенку шесть. Он снова на пороге новой жизни. И рядом с ним так, как и прежде, Вы, протягивающие ему руку. Еще мгновение, еще чуть-чуть... И вместе Вы осилите порог.

 

Педагог – психолог

МКДОУ детского сада № 10 «Сказка»

 

КАК НАДО готовить родителям ребенка к поступлению в школу

  • Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без различных неблагоприятных факторов анамнеза.
  • После рождения ребенка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.
  • Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений.
  • Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них.
  • Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку
  • Создать благоприятный климат для него в семье.
  • Любить, как прежде, может быть, немного больше и дать ему об этом знать.
  • Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать.
  •  Следить за умственным развитием ребенка.
  • Создать условия, чтобы развивался  интеллект, чтобы не было его задержки.
  • Читать ребенку сказки и стихи.
  • Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино.
  • Хвалить его за первые рисунки.
  • Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк.
  •  Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые

для его возраста.

  • Приветствовать сюжетно-ролевью игры и режиссерскую игру.
  • Любыми способами поощрять общение со сверстниками.
  • Воспитывать мир чувств.
  • Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться уменьшать его тревожность.
  • Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений.
  • Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько зрел или незрел ребенок, или же провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.
  • Если ребенок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые там ждут.
  • Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать зрелыми даже незрелые критерии, которые возможно, используя рекомендации психолога и педиатра.
  • Если ребенок Ваш незрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

 

КАК НЕ НАДО вести себя родителям,

когда ребенок готовится к поступлению в школу

  • Не заниматься подготовкой к школе, пуская это все на самотек.
  • Не выявлять заранее незрелость и, даже выявив ее, не принимать никаких мер.
  • Не проводить незрелому ребенку назначенные корригирующие мероприятия.
  • Пытаться записать его в обычный класс, прекрасно зная, что он в нем не справится с нагрузкой.
  • Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности.
  • Показывать, что он отверженный в семье и школа — это только его дело.
  •  Все время инфантилизировать ребенка, пытаться, чтобы он был зависимым от Вас.
  • Сверхопекать или подчеркивать свою гипоопеку
  • Быть равнодушным к будущему малыша.

Статья из книги  Баркина А.И. «Практическая психология для родителей или Как научиться понимать своего ребёнка»